Госстройнадзор и экспертиза отчитались о проделанной работе
3 марта 2014
По результатам проведенных в 2013 году проверок госстройнадзора в Ленобласти было выдано 288 заключений о соответствии объектов строительства техническим нормам, требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета энергоресурсов.
Об этом рассказал председатель комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленобласти Михаил Москвин, подводя итоги работы ведомства за 2013 год.
Цифры касаются социальных объектов, построенных за счет бюджета и коммерческих зданий, возведенных за счет инвесторов. Среди особо значимых строек чиновник отметил детские сады, школы, поликлинику, а также несколько крупных заводов. «Объекты серьезные, и что хотелось бы особенно подчеркнуть, все они расположены в разных районах, а не сосредоточены в пригороде», – добавил Михаил Москвин.
Как отмечают специалисты, основной проблемой комитета остается работа с бюджетными объектами. «Качество проектной документации редко соответствует нормам, – говорит председатель комитета. – Поэтому в ходе экспертиз заказчику приходится значительно дорабатывать проект». В результате, процесс затягивается: сроки проверок увеличиваются, а сроки ввода объектов срываются.
В целом работа комитета за прошедший год была признана эффективной. Специалистами комитета были подготовлены два законопроекта, которые касаются участия граждан в долевом строительстве. Первый из них – о защите прав обманутых дольщиков – вступил в силу с января 2014 года. Как подчеркивает г-н Москвин, ранее в Ленобласти такого документа не было.
Другой законопроект – о передаче полномочий по контролю в сфере долевого строительства от муниципальной власти к комитету государственного строительного надзора. Начальник отдела контроля и надзора в области долевого строительства Анна Фалалеева подтверждает: с 1 сентября прошлого года полномочия муниципалов полностью перешли к комитету, что позволило упорядочить работу с обманутыми дольщиками.
Кроме того, совместно с архитектурным комитетом был подготовлен проект трехстороннего соглашения между областным правительством, администрациями районов и муниципальных образований. Михаил Москвин поясняет: такое соглашение позволяет оперативно обмениваться информацией между сторонами, упрощая и ускоряя тем самым работу по выдаче разрешительной документации на строительство или ввод объектов в эксплуатацию.
В части законодательства в 2013 году большую работу провело и ГАУ «Леноблгосэкспертиза». Руководитель учреждения Артем Саенко рассказывает, что за год были подготовлены поправки в законы, регулирующие градостроительную деятельность. Например, эксперты Леноблгосэкспертизы выступили с предложением разработать проект закона, который восстанавливал бы действие 29 статьи градостроительного кодекса об обязательном проведении государственной экспертизы для разрабатываемых проектов планировки и межевания территорий.
Руководитель учреждения Артем Саенко рассказывает, что за год были подготовлены поправки в законы, регулирующие градостроительную деятельность. Например, эксперты Леноблгосэкспертизы выступили с предложением разработать проект закона, который восстанавливал бы действие 29 статьи градостроительного кодекса об обязательном проведении государственной экспертизы для разрабатываемых проектов планировки и межевания территорий.
Руководитель госэкспертизы рассказал также о тенденциях в сфере правого регулирования деятельности экспертных организаций. Он обращает особое внимание на появившийся в конце прошлого года проект федерального закона, предусматривающий увеличение сети филиалов ФАУ «Главгосэкспертиза России» с одновременным расширением списка объектов, проектная документация для которых подлежит обязательной государственной экспертизе на федеральном уровне, отмену государственной экспертизы, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации и института негосударственной экспертизы в целом. «На наш взгляд, отмена конкуренции и фактическая монополизация проведения государственной экспертизы на федеральном уровне, неизбежно приведет к значительному увеличению общего срока проектирования, формализации и бюрократизации процедуры проведения экспертизы и, в целом, к потерям на строительном рынке», - отмечает он.
В этой связи в 2013 году было инициировано обращение вице-губернатора по строительству Ленинградской области Георгия Богачева в адрес Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с предложением передать часть полномочий федерального органа, уполномоченного на проведение экспертизы на региональный уровень, с правом проводить экспертизу проектной документации, разработанной для уникальных, технически сложных объектов, объектов культурного наследия федерального значения, метрополитенов и автомобильных дорог федерального значения.
Отдельно был поднят вопрос о низком качестве заключений негосударственных экспертиз. Представители муниципальных образований высказали мнение о необходимости разработки мер по контролю за деятельностью коммерческих организаций. Так как заключения, выданные с нарушением норм технических регламентов, пожарной, промышленной безопасности неизбежно приводят к строительству зданий, не отвечающим требованиям по безопасности.
За прошедший год количество рассмотренной проектно-сметной документации строительства и результатов инженерных изысканий составило 1140 объектов, 43 из которых – это объекты жилищного строительства. По словам г-на Саенко, такие невысокие показатели по жилому строительству объясняются активным развитием, в последние два года, негосударственных экспертных организаций. Это связано во многом с более гибкими условиями проведения негосударственной экспертизы, в том числе отсутствием ограничений при определении срока ее проведения и отсутствием территориальной привязки объекта.
Чтобы уравновесить возникшую ситуацию руководством ГАУ «Леноблгосэкспертиза» было принято решение об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы. «В марте мы получили аккредитацию на проектную документацию, в августе – на результаты инженерных изысканий. Застройщики Ленинградской области уже оценили эти нововведения, – говорит Артем Саенко. – Во второй половине года заметно увеличилось количество объектов жилищного строительства поступающих на экспертизу».
Эксперты отмечают, что нарушений строительных регламентов в целом не становятся меньше. Так, по словам заместителя председателя комитета Госстройнадзора и экспертизы Дениса Горбунова, всего за прошедший год было выявлено более 27 тысяч нарушений, а общая сумма наказаний составила более чем 16 млн рублей. В большинстве случаев нарушениями можно назвать нехватку документов, однако случается, что застройщики предоставляют экспертизе ложные показатели. «Застройщик дает документ, в котором данные о наличии мест, например, в школе – неверные. Начинаем проверять, и оказывается, что школа переполнена», – добавляет г-н Горбунов.
Файл(ы):
Кто строит_08_2014.pdf