24 апреля 2019 года в ГАУ «Леноблгосэкспертиза» проведен семинар «О Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве – ФГИС ЦС»
25 апреля 2019
В соответствии с поручением президента Российской Федерации в течение последних трех лет Минстрой России ведёт активную работу по совершенствованию действующей системы ценообразования в строительной отрасли.
Задача, поставленная перед Минстроем России – создать эффективную, прозрачную и понятную систему ценообразования строительной продукции, которая позволит повысить эффективность капитальных вложений и достоверность определения сметной стоимости.
С целью реализации данной задачи Минстроем России за ФАУ «Главгосэкспертиза России» были закреплены новые полномочия и виды деятельности, в числе которых:
Задача, поставленная перед Минстроем России – создать эффективную, прозрачную и понятную систему ценообразования строительной продукции, которая позволит повысить эффективность капитальных вложений и достоверность определения сметной стоимости.
С целью реализации данной задачи Минстроем России за ФАУ «Главгосэкспертиза России» были закреплены новые полномочия и виды деятельности, в числе которых:
- мониторинг цен строительных ресурсов;
- формирование материалов, необходимых для утверждения или изменения сметных нормативов, сметных норм и методик их применения;
- формирование материалов, необходимых для утверждения или изменения сметных нормативов, сметных норм и методик их применения;
- а также создание, эксплуатация и развитие федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве – ФГИС ЦС.
Одна из основных задач, которая стоит сегодня перед Главгосэкспертиза – обеспечить полноценное функционирование ФГИС ЦС, а задача для региональных органов исполнительной власти – обеспечить наполнение данной информационной системы для того, чтобы обеспечить переход действующей системы ценообразования на новую основу. На территории Ленинградской области данную задачу выполняет ГАУ «Леноблгосэкспертиза» совместно с комитетом по строительству Ленинградской области.
Нормативно-правовые акты, которые легли в основу реформы ценообразования в строительстве.
В соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительной отрасли в июле 2016 года был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (или так называемый «Закон о ценообразовании».
Этим и принятым за ним в июле 2017 года Федеральным законом от 26.07.2017 N 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в Градостроительный кодекс был внесен целый ряд поправок, а также новых статей, направленных на реализацию реформы ценообразования в строительной отрасли.
Ключевые особенности внесенных изменений, имеющих наиболее важное значение:
- Отличие будущей системы ценообразования от действующей – переход с базисно-индексного метода определения сметной стоимости на ресурсный метод, как метод, обеспечивающий наиболее достоверную информацию о текущей цене строительства;
- Сметные цены на строительные ресурсы должны определяться на основании данных, представленных юридическими лицами, осуществляющими производство, ввоз на территорию Российской Федерации, а также перевозку строительных материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов;
- Установлена обязанность юридических лиц по представлению информации по отпускным ценам во ФГИС ЦС;
- Законом установлены единые требования по обязательному использованию сметных цен из ФГИС при определении стоимости строительства объектов, финансируемых:
- как за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;- так и (что не менее важно и чего раньше не было) за счет собственных средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами, муниципальными образованиями, или юридическими лицами, где доля Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований в уставном капитале составляет более 50% (то есть под действие закона подпадают многие известные госкомпании, государственные и муниципальные унитарные предприятия).
Кроме того, использование данной системы становится обязательным не только при определении стоимости строительства и реконструкции объектов капитального строительства, но и при определении стоимости капитального ремонта, в том числе капитального ремонта многоквартирных домов, а также при определении стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия.
В развитие данного федерального закона были приняты два постановления правительства:
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2016 № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве», которое, в том числе, определило:
- порядок создания и эксплуатации ФГИС ЦС;- требования к программным и техническим средствам ведения ФГИС ЦС;
- компонентный состав системы;
- требования к информации, доступ к которой должен обеспечиваться посредством ФГИС ЦС, и способам ее отображения;
- порядок предоставления доступа к информации, размещаемой в ФГИС ЦС;
- порядок взаимодействия ФГИС ЦС с иными государственными информационными системами.
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которым утверждены Правила мониторинга цен строительных ресурсов, устанавливающих:
- порядок мониторинга цен строительных ресурсов;
- необходимость сформировать классификатор строительных ресурсов;
- порядок определение лиц, обязанных предоставлять информацию в ФГИС ЦС;
и др.
В соответствии с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов определены федеральные органы исполнительной власти, которые представляют согласно установленным критериям сведения по юридическим лицам, осуществляющим производство или ввоз на территорию Российской Федерации строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, а также сведения по поставщикам услуг на их перевозку.
Среди данных органов власти:
• Росстат
• ФТС
• Росавиация
• Росморречфлот
• Минтранс (с 2019 года)
На основании представленных сведений Главгосэкспертиза формирует, размещает в ФГИС ЦС и ежегодно актуализирует Перечь юридических лиц, обязанных представлять информацию по отпускным ценам.
Юридические лица, включенные в перечень, после получения уведомления, ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в систему соответствующие сведения.
Данные сведения представляются по формам и в соответствии с классификатором строительных ресурсов, которые утверждены Минстроем России (приказы Минстроя России от 29 марта 2017 года № 659/пр и от 02 марта 2017 года № 597/пр, соответственно).
На основании представленных сведений Минстрой России формирует средние сметные цены по видам продукции, которые публикуются в ФГИС ЦС.
30 сентября 2017 года был запущен в работу сайт системы (fgiscs.minstroyrf.ru). В этот же день в соответствии со сроками, указанными в Правилах мониторинга цен строительных ресурсов, на сайте системы был опубликован Перечень юридических лиц, обязанных предоставлять в систему сведения по отпускным ценам.
Сведения в систему подаются каждым участником через личный кабинет. Для того, чтобы получить доступ к личному кабинету необходимо пройти процедуру регистрации, состоящую из 4-х шагов:
Юридические лица, включенные в перечень, после получения уведомления, ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в систему соответствующие сведения.
Данные сведения представляются по формам и в соответствии с классификатором строительных ресурсов, которые утверждены Минстроем России (приказы Минстроя России от 29 марта 2017 года № 659/пр и от 02 марта 2017 года № 597/пр, соответственно).
На основании представленных сведений Минстрой России формирует средние сметные цены по видам продукции, которые публикуются в ФГИС ЦС.
30 сентября 2017 года был запущен в работу сайт системы (fgiscs.minstroyrf.ru). В этот же день в соответствии со сроками, указанными в Правилах мониторинга цен строительных ресурсов, на сайте системы был опубликован Перечень юридических лиц, обязанных предоставлять в систему сведения по отпускным ценам.
Сведения в систему подаются каждым участником через личный кабинет. Для того, чтобы получить доступ к личному кабинету необходимо пройти процедуру регистрации, состоящую из 4-х шагов:
-
Регистрация юридического лица на Едином портале государственных услуг Российской Федерации (https://www.gosuslugi.ru/);
-
Получение юридическим лицом усиленной квалифицированной электронной подписи (список аккредитованных организаций размещен на сайте Минкомсвязи России);
-
Установка программного обеспечения «Jinn-Сlient», предназначенного для формирования электронной подписи документов в достоверной среде для подписания электронной подписью передаваемой информации в ФГИС ЦС;
-
Установка программного обеспечения «Континент TLS VPN», предназначенного для реализации защищенного доступа удаленных пользователей к ФГИС ЦС по сети связи общего пользования для обеспечения защищенной передачи данных в сети «Интернет» между юридическими лицами и личным кабинетом ФГИС ЦС.
У многих организаций уже есть учетная запись на ЕПГУ, а также электронная подпись (используется для взаимодействия с ФНС и другими органами).
Что касается 3-го и 4 –го шагов. Процедура здесь не такая сложная, как может показаться на первый взгляд. Адреса для подачи заявки на приобретение программных модулей можно найти на сайте ФГИС ЦС (опубликован регламент получения СКЗИ). Процедура получения, как правило, занимает не более 2-х недель и зависит от места доставки.
Процесс размещения сведений о стоимости строительных ресурсов, необходимых для формирования сметных цен строительных ресурсов в ФГИС ЦС, включает в себя следующие шаги:
-
Получение юридическим лицом аккредитации в «личном кабинете» на Портале ФГИС ЦС;
-
Предоставление информации об отпускных ценах строительных ресурсов;
-
Уточнение информации об отпускных ценах строительных ресурсов.
Вспомогательные обучающие материалы, содержащие исчерпывающие пошаговые инструкции по вышеуказанным процедурам, а также ответы на наиболее часто возникающие вопросы пользователей при работе с ФГИС ЦС размещены на Портале ФГИС ЦС в разделе «База знаний», соответственно, в подразделах «Обучающие материалы» (https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/educationalMaterial) и «Вопрос-ответ» (https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/faq).
Необходимо отметить, что технической возможности для загрузки данных в систему за юридических лиц нет ни у Минстроя России, ни у Главгосэкспертизы, ни у региональных органов государственной власти.
Размещение сведений о стоимости строительных ресурсов в ФГИС ЦС осуществляется в соответствии с формами, утвержденными приказом Минстроя России от 29 марта 2017 года № 659/пр.
При разработке форм представления информации по ценам были учтены уже существующие формы отчетности, которые представляют предприятия в налоговые органы и в органы статистики. Данные формы достаточно просты.
Наполнение ФГИС ЦС сведениями о стоимости строительных ресурсов осуществляется организациями в соответствии с классификатором строительных ресурсов (КСР).
С целью гармонизации кодировки строительных ресурсов с уже существующими системами кодификации, используемыми Минпромторгом России, Федеральной таможенной службой и Росстатом была придумана следующая структура кода.
Первые 6 цифр кода КСР – это код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). Далее идет номер книги, раздела и код ресурса в классификаторе. Тем самым каждый производитель может с легкостью отфильтровать список и выбрать из всего перечня тот ресурс, который ему необходим.
Сейчас в КСР около 111 000 ресурсов. Это четвертая редакция классификатора. Идет большая работа по наполнению его перечнем ресурсов. К данной работе сейчас привлечены крупные объединения в области промышленности стройматериалов.
В соответствии с порядком ведения классификатора данный документ будет регулярно актуализироваться.
Если соответствующего ресурса организации нет в КСР, то для загрузки сведений в систему необходимо актуализировать КСР. На сайте системы опубликована форма заявки на включение ресурса в КСР (https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/ksr/templates). После рассмотрения заявки новому ресурсу будет присвоен уникальный код. После чего появится возможность по наполнению системы сведениями по отпускным ценам. Разработчики системы попытались сделать процедуру максимально удобной.
Минстроем России были подготовлены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), предлагается дополнить КоАП РФ статьей 9.5.2 «Нарушение установленного законодательством о градостроительной деятельности порядка предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, при мониторинге цен строительных ресурсов», предусматривающую наложение следующей ответственности за нарушения:
-
Непредоставление информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, лицом, на которое законодательством о градостроительной деятельности возложена обязанность предоставления такой информации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
-
Нарушение лицом, на которое законодательством о градостроительной деятельности возложена обязанность предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, требований, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для предоставления такой информации, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
-
Повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
30 сентября 2017 года на сайте системы ФГИС ЦС официально опубликован перечень юридических лиц, обязанных предоставлять информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов. Для тех организаций, которые по каким-то причинам не увидели себя в перечне, но являются производителями строительных ресурсов, в соответствии с пунктом 13 Правил мониторинга цен строительных ресурсов предусмотрена возможность включения в данный перечень. Такие организации могут обратиться в ГАУ «Леноблгосэкспертиза» или комитет по строительству Ленинградской области с просьбой о включении их в указанный перечень. ГАУ «Леноблгосэкспертиза» или комитет по строительству Ленинградской области в свою очередь передаст информацию в Главгосэкспертизу для включения в перечень юридического лица в ФГИС ЦС (установлен 10-дневный срок для принятия решения о целесообразности или нецелесообразности дополнения перечня указанными организациями).
Система создается с чистого листа, и это по сути первый опыт создания подобной информационной системы в федеральном масштабе.
Система создается с чистого листа, и это по сути первый опыт создания подобной информационной системы в федеральном масштабе.
Любой пользователь ФГИС ЦС может получить консультационную и техническую поддержку по вопросам, связанным с мониторингом цен строительных ресурсов, регистрацией и работой в ФГИС ЦС. Для этого необходимо воспользоваться формой обратной связи на Портале ФГИС ЦС или обратиться в Контактный центр на горячую линию по одному из телефонов +7 (495) 625 95 95, 8-800-775-95-95 (круглосуточно), или на общий почтовый ящик info.monitoring@gge.
ГАУ «Леноблгосэкспертиза» или комитет по строительству Ленинградской области также готовы оказать посильную помощь по вопросам работы с ФГИС ЦС по телефонам:
- 333-47-63 (доб. 148) – ГАУ «Леноблгосэкспертиза»;
- 611-44-35 – комитет по строительству Ленинградской области.
- 333-47-63 (доб. 148) – ГАУ «Леноблгосэкспертиза»;
- 611-44-35 – комитет по строительству Ленинградской области.