Новости законодательства
Обзор изменений законодательства и нормотворческих инициатив в строительной отрасли в сентябре 2021 года, подготовленный Ассоциацией экспертиз строительных проектов.
1. Актуализирована форма документа, подтверждающего строительство или реконструкцию объекта ИЖС, в результате которых общая площадь жилого помещения увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством
Форма утверждена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 N 937 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий".
Признан не подлежащим применению Приказ Минрегиона России от 17.06.2011 N 286, регулирующий аналогичные правоотношения.
2. Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2021 года
В дополнение к письмам от 2 августа 2021 года N 31891-ИФ/09, от 9 августа 2021 года N 33267-ИФ/09, от 17 августа 2021 года N 34475-ИФ/09, от 20 августа 2021 года N 35422-ИФ/09, от 24 августа 2021 г. N 35822-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2021 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
3. Градостроительную и экологическую экспертизу планируют объединить в «одном окне»
На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка представления проектной документации для проведения государственной экспертизы одновременно с государственной экологической экспертизой».
Законом 275-ФЗ от 01.07.2021 в ст. 49 Градостроительный кодекс РФ была введена ч. 6.4, согласно которой Правительство РФ вправе установить порядок проведения экспертизы проектной документации, государственной историко-культурной экспертизы, а также государственной экологической экспертизы по принципу «одного окна», в соответствии с чем проведение указанных экспертиз осуществляется на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между органами, организациями, уполномоченными на проведение указанных экспертиз, осуществляется без участия заявителя.
Проектом Постановления предлагается утвердить «Порядок представления проектной документации для проведения государственной экспертизы одновременно с государственной экологической экспертизой» (Порядок).
Согласно разработанному Порядку, проведение государственной экспертизы одновременно с государственной экологической экспертизой осуществляется при условии направления заявления в ФАУ «Главгосэкспертиза России» по принципу «одного окна».
Заявление о проведении экспертиз, а также прилагаемые к нему проектная документация и материалы направляются в электронной форме с использованием личного кабинета в АИС «Главгосэкспертиза».
Требования к формату документов, представляемых в электронной форме, утверждаются Минстроем России.
ФАУ «Главгосэкспертиза России» в течение одного рабочего дня после регистрации заявления передает в автоматизированную информационную систему Росприроднадзора представленную проектную документацию и материалы в целях проведения государственной экологической экспертизы.
Проведение государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы осуществляется в порядке, установленном Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и Положением о проведении государственной экологической экспертизы соответственно с учетом следующих особенностей:
• срок проведения проверки поступивших на государственную экспертизу документов, проверки комплектности поступивших документов, срок направления проекта договора с расчетом размера платы за проведение государственной экспертизы одновременно с государственной экологической экспертизой либо мотивированного отказа в принятии документов, решения об оставлении их без рассмотрения не должен превышать 10 рабочих дней;
• дата начала для проведения экспертиз является общей и определяется в соответствии с договором, заключаемым между заявителем и ФАУ «Главгосэкспертиза России», но не ранее внесения платы по договорам в полном объеме;
• выявление недостатков при проведении проверки поступивших на государственную экспертизу проектной документации и материалов, некомплектности поступивших на государственную экологическую экспертизу проектной документации и материалов, а равно и выявление иных препятствий для принятия проектной документации и материалов для проведения государственной экспертизы или государственной экологической экспертизы является основанием для отказа в принятии указанных документов и возврата заявления.
Уведомления об отказе в принятии проектной документации и материалов, об оставлении без рассмотрения и возврате заявления, о возможности принятия проектной документации и материалов для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертиз, о поступлении платы либо об отсутствии оплаты государственной экспертизы и (или) государственной экологической экспертизы, о начале проведения государственной экспертизы и (или) государственной экологической экспертизы направляется ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Росприроднадзор с использованием специализированного программного обеспечения.
В случае принятия Постановления оно вступит в силу с 01.03.2022 и будет действовать до 01.03.2028.
4. Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2021 года
В дополнение к письмам от 2 августа 2021 г. N 31891-ИФ/09, от 9 августа 2021 г. N 33267-ИФ/09, от 17 августа 2021 г. N 34475-ИФ/09, от 20 августа 2021 г. N 35422-ИФ/09, от 24 августа 2021 г. N 35822-ИФ/09, от 31 августа 2021 г. N 36820-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2021 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
5. Предлагается устранить правовую неопределенность, возникающую при отнесении здания к многоквартирному дому или дому блокированной застройки, определяя, что дом блокированной застройки является видом жилого дома
Соответствующие изменения вносятся, в частности, в Жилищный кодекс РФ, в Градостроительный кодекс РФ, в Земельный кодекс РФ, а также в ряд федеральных законов.
Согласно пояснительной записке законопроектом снимается вопрос включения жилых домов блокированной застройки в региональную программу по проведению капитального ремонта, поскольку в соответствии с жилищным законодательством жилые дома не подлежат включению в нее.
Переходными положениями законопроекта предусмотрено, что блок (жилой дом), соответствующий признакам дома блокированной застройки, введенный в эксплуатацию на день вступления в силу законопроекта, будет признаваться домом блокированной застройки.
Вступление в силу вносимых изменений предполагается с 1 марта 2022 г.
6. Рассмотрен вопрос об определении сметной стоимости работ
Сообщается, что определение сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов.
Разъяснен порядок применения коэффициентов, указанных в методиках, утвержденных приказами Минстроя России от 21.12.2020 N 812/пр, от 11.12.2020 N 774/пр, от 04.08.2020 N 421/пр.
7. Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2021 года
В дополнение к письмам от 2 августа 2021 г. N 31891-ИФ/09, от 9 августа 2021 г. N 33267-ИФ/09, от 17 августа 2021 г. N 34475-ИФ/09, от 20 августа 2021 г. N 35422-ИФ/09, от 24 августа 2021 г. N 35822-ИФ/09, от 31 августа 2021 г. N 36820-ИФ/09, от 7 сентября 2021 г. N 38115-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2021 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Индексы разработаны в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
8. Минстрой России дополнительно информирует об индексах изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2021 года
В дополнение к письмам от 2 августа 2021 г. N 31891-ИФ/09, от 9 августа 2021 г. N 33267-ИФ/09, от 17 августа 2021 г. N 34475-ИФ/09, от 20 августа 2021 г. N 35422-ИФ/09, от 24 августа 2021 г. N 35822-ИФ/09, от 31 августа 2021 г. N 36820-ИФ/09, от 7 сентября 2021 г. N 38115-ИФ/09, от 10 сентября 2021 г. N 38891-ИФ/09, от 14 сентября 2021 г. N 39177-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2021 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Индексы разработаны в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.